Моя вторая школа

"Открытие"

Приобщение детей к национально-культурным традициям
Просмотры: 960 | Voden_Marina | 06.05.2024 | Комментарии 1

Цель:

- приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.

 

Программное содержание:

- обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы;

- завершить с детьми изготовление плоскостной игрушки – матрешки, активно и творчески используя в работе ранее усвоенные способы и приемы изображения;

- воспитывать у детей эстетический и художественный вкусы.

 

Предварительная работа:

Создание в группе условий для осуществления совместной деятельности по теме: «Русская матрешка»:

- беседы с дошкольниками о творчестве русских народных мастеров;

- рассматривание иллюстраций с изображением разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Сергиево-Посадской, Воронежской;

- разучивание с детьми пальчиковой гимнастики, физкультминуток, частушек о матрешках;

- обследование и рассматривание русских расписных кукол, материала (древесины, из которого они выточены;

- загадывание загадок о матрешках;

- чтение стихотворений о матрешках;

- рассматривание узоров рисунков в альбоме для раскрашивания; - изготовление заготовок для плоскостных игрушек - матрешек.

 

Оборудование:

- демонстрационный материал: игрушка матрешка;

- иллюстрации с изображением разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской (Сергиево-Посадской) и Воронежской,

- образец плоскостной игрушки - матрешки;

- магазин сувениров;

- раздаточный материал: плоскостной силуэт игрушки - матрешки,

- клей ПВА,

- кисть для клея,

- подставка для кисти,

- заготовки для украшений передника, рубахи и платка матрешки,

- салфетка,

- ножницы на каждого ребенка,

- медали «Мастер».

 

Логика образовательного процесса

I. Организационный момент. Дети под музыку народной мелодии входят в группу, становятся полукругом.

Воспитатель: Дети, какие вы красивые, нарядные. Посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. А теперь улыбнемся друг другу, нашим гостям, покажем, что у нас хорошее настроение, что мы готовы творить и фантазировать.

 

II. Сообщение темы и цели занятия.

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики. У нас с вами есть очень интересная тема для разговора. Говорить сегодня будем мы о сувенирах, а потом самостоятельно изготовим сувениры.

Ребята, а что такое сувенир? (Ответы детей). Какой предмет может выступать в роли сувенира? (Ответы детей) .

В иллюстрированном толковом словаре современного русского языка Лопатиных слово «сувенир» имеет два значения: 1. Подарок на память. Накупить сувениров для родных. 2. Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, города. Магазин сувениров.

 

III. Сюрпризный момент. Воспитатель: Сувениры бывают разными, но каждый по-своему красив и дорог. Ребята, я предлагаю вам отправиться вместе со мной на экскурсию в магазин сувениров и посмотреть, какие сувениры там продаются. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Итак, в путь!

(Дети идут с воспитателем в магазин сувениров).

1-й продавец: Магазин «Матрешечка»!

Не беда, что крошечный,

Сувениов много здесь –

Каждому по вкусу есть.

 

Воспитатель: Какой красивый магазин! Ребята, какие игрушки здесь продаются? (Ответы детей) .

 

2-й продавец: Хоть матрешки небольшие,

Они очень славные!

Все цветами расписные,

А одна – заглавная. 3-й продавец:

Эти куклы все с сюрпризом…

Посмотрите-ка, внутри

У матрешек-невеличек

Живут младшие сестрички.

 

IV. Беседа «История возникновения матрешек».

Воспитатель: Матрешка - удивительная игрушка! (Показ матрешки).

Ребята, как вы думаете, почему деревянную куклу назвали "матрешкой”? (Ответы детей).

Одни историки утверждают, что имя это произошло от распространенного на Руси женского имени Маша; другие – что это название ведет начало от другого женского имени - Матрена.

Двадцать лет назад в популярной передаче «Что? Где? Когда? » знатокам был задан вопрос: «Кто я такая? У меня два отца и ни одной матери». Знатоки не ответили. Ребята, а почему считают, что у матрешки два отца? (Ответы детей). Токарь-игрушечник Василий Звездочкин выточил первую матрешку, а художник Сергей Малютин расписал. Первая матрешка состояла из восьми кукол, изображающих девочек и мальчиков и держала в руках петуха. (Показ иллюстрации) .

Из каких пород деревьев делают матрешек? (Ответы детей). Делают матрешек из лиственницы, липы, березы, срубленных весной. Древесину выдерживают в течение двух-трех лет, затем на станках вытачивает матрешек. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. Матрешка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек как память о нашей стране. Ребята, как в России появилась матрешка? (Ответы детей) .

Матрешке немногим более ста лет. Есть много версий, как родилась матрешка. По одной из версий прообразом матрешки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. (Показ иллюстрации). Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Присмотритесь, даже форма матрешки в чем-то напоминает яйцо. По другой версии прообразом русской матрешки послужила фигурка японского мудреца, одного из семи богов удачи, Фукурумы – лысоватого старичка с вытянутой вверх головой от многочисленных раздумий, в руках он держит посох и свиток. (Показ иллюстрации). Внутри фигурки пряталось две фигурки поменьше. Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки и щечки. И назвали Матрешкой.

 

V. Пальчиковая гимнастика «Мы – веселые матрешки».

Воспитатель: Давайте, немного поиграем с матрешками.

Мы - веселые матрешки - Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки, Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых, Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры, Ладушки, ладушки.

Мы веселые матрешки, Ладушки, ладушки.

Хороши у нас одежки, Ладушки, ладушки.

Кружимся мы и танцуем, Ладушки, ладушки.

Хоровод водить мы будем, Ладушки, ладушки.

(Дети выполняют движения по тексту) .

 

VI. Рассказ воспитателя. Воспитатель: Не так давно наши ученые сделали величайшее открытие. Давайте мысленно перенесемся в Египет. В переводе с египетского на русский слово “саркофаг” обозначает “матрешка”. Саркофаг, в котором хоронили мумию египетского правителя Фараона, состоит из пяти саркофагов разного размера. Первый саркофаг выполнен из золота, второй – из дерева, третий – из драгоценных камней, четвертый – из простого материала, какого именно неизвестно, и лишь в пятом хранится мумия. (Показ иллюстрации) .

 

VII. Исполнение частушек детьми.

Воспитатель: Сегодня в нашем магазине «Матрешечка» мы празднуем День рождения русского сувенира – матрешки. Дети дарят вам в подарок частушки о матрешках.

1. Дуйте в дудки, бейте в ложки –

В гости к нам пришли матрешки.

Ложки деревянные, Матрешечки румяные.

2. Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем, Сами в гости к вам идем.

3. Шли подружки по дорожке

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка.

4. Пыль клубится по дорожке –

Едут с ярмарки матрешки

На баранах, на быках,

Все с баранками в руках.

5. Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке,

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

 

VIII. Беседа «Виды и особенности росписи матрешек».

Воспитатель: В матрешке отображается образ русской женщины. (Показ иллюстрации). Она одета в национальный русский костюм: рубаху – очень длинную кофту, латок, длинный сарафан, поэтому у матрешки ног не видно, иногда на сарафан одевали фартук.

В разных местностях были свои особенности костюма, отсюда и разные названия матрешек. Наиболее распространенные Сергиево-Посадская, Полхов-Майданская, Семеновская матрешки. Сейчас разные матрешки расскажут о себе.

1-й ребенок: Сергиево-Посадская матрешка. Я – Загорская матрешка Всех на свете краше! Мне художниками дан Яркий русский сарафан. Знаменит платочек мой Разноцветною каймой. В городе Сергиеве Посаде Московской области есть центр по изготовлению матрешек, отсюда и название матрешки - Сергиево-Посадская, или Загорская по названию близлежащего села Загорск. Матрешки из Сергиева Посада имеют приземистую форму, “верх” плавно переходит в утолщающую нижнюю часть. Эти матрешки всегда в сарафанах, рубахи – с вышивкой. Платки матрешек украшает роспись. Фартук рисуют не всегда. Расписывают матрешек яркими гуашевыми красками, покрывают лаком. Часто в руках у матрешки какой-либо предмет - корзинка, хлеб-соль, букет цветов, самовар и прочее.

2-й ребенок: Семеновская матрешка. Из города Семенова Я в гости к вам пришла, Букет цветов садовых В подарок принесла. Город Семенов Нижегородской области, как и Сергиев Посад, считается одним из основных центров по росписи матрешек. Матрешки из Семенова имеют большую стройность, “верх” резко переходит в утолщенный “низ”. При росписи матрешек мастера используют три цвета – красный, желтый и синий. Основой композиции в росписи семеновской матрешки считается фартук, на котором изображен пышный букет цветов, который несколько ассиметричен, смещен вправо. Расписывают семеновских матрешек анилиновыми красками, затем лакируют. Семеновская матрешка отличается своей вместительностью – в нее вкладывают до 15-18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72-местная матрешка, высота которой была 1 метр, а диаметр 0, 5 метра.

 

IX. Физкультминутка.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и потанцевать с матрешками.

Мы - Матрешки, расписные крошки,

У нас розовые щечки.

Мы – Матрешки, расписные крошки,

У нас чистые ладошки.

Мы – Матрешки, расписные крошки.

У нас модные прически.

Мы – Матрешки, расписные крошки.

У нас пестрые платочки.

Мы – Матрешки, расписные крошки,

У нас красные сапожки. (Дети выполняют движения по тексту) .

 

3-й ребенок: Полхов-Майданская матрешка. Я – матрешка из Майдана. Могу стать звездой экрана. Украшен мой наряд цветами С сияющими лепестками И ягодами разными: Спелыми и красными. Форма Полхов-Майданской матрешки более вытянутая. У этих матрешек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле. На голове полушалок с цветами. При росписи матрешек чаще используют малиново-красный, зеленый, черный цвета.

4-й ребенок: Воронежская матрешка. Рубаха, черная понева, Яркий ситцевый платок. «Это кукла из Воронежа! » Смело скажет нам знаток. Воронежская кукла появилась в конце 60 годов прошлого века. «Мамой воронежской матрешки» стала Елена Матвеева. Мастерскую она вместе с мужем Владиславом организовала в квартире, прямо на кухне. По форме матрешка напоминает пасхальное яйцо, что символизирует жизнь, бесконечность рода человеческого. Яйцеобразная форма получилась случайно: однажды она увидела бракованную матрешку слишком округлую по форме и вверху немного с сучком. На голове яркий ситцевый платок с цветами. Белая рубаха с вышивкой, часто ромбом, который символизирует солнце. Черная понева (юбка) с красными линиями, образующими клетки, – символизирует чернозем и земельные наделы. В костюме присутствует три цвета – белый, черный и красный. Воспитатель: В настоящее время все большее распространение получает авторская матрешка, когда художниками одновременно комбинируются в одной матрешке элементы разных видов матрешек. Используются декоративные мотивы росписи: палеха, хохломы и т. д.

5-й ребенок: Ох, и русские матрешки, Хороши – не рассказать! Очень любят с ними дети В нашем садике играть. X. Изготовление плоскостной матрешки детьми.

Воспитатель: Давайте пройдем в мастерскую. Именно в мастерских художники украшают свои сувениры росписью. Посмотрите, мастера оставили свои работы незаконченными.

Ребята, давайте поможем мастерам закончить работу над сувенирами. Будьте аккуратны и помните, что в любом деле лучшие помощники – тишина и терпение.

А сейчас, мастера,

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело –

Украшай матрешек смело.

(Дети украшают матрешек узорами). X

 

I. Дидактическая игра «Собери матрешку». (Дети собирают из частей матрешку, определяют, к какому виду она относится).

 

XII. Подведение итогов занятия.

(Итогом работы является выставка плоскостных кукол - матрешек) .

Воспитатель: Ребята, вам понравилось изготавливать плоскостных матрешек? (Ответы детей). Ребята, что интересного вы узнали о матрешке? (Ответы детей). Сувениром какой страны является матрешка? (Ответы детей). За то, что вы помогли изготовить матрешек, я приготовила вам награду – «медали», на которых написано «Мастер». Вы их заслужили.

Комментарии: 1
mizhevskih Спам
15
11.2015
Замечательный конспект, познавательный и интересный для деток!

Добавьте свой комментарий

avatar
uCoz