Моя вторая школа

"Открытие"

опыт работы«Экологическое воспитание детей через интегрированную деятельность»
Просмотры: 277 | muratshina70 | 19.05.2024 | Комментарии 0
Опыт работы

«Экологическое воспитание детей через интегрированную деятельность»


Муратшина Танзиля Тимергазиевна
воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 5 «Рябинка»


У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных; мы фактически страдаем от загрязненности воздуха, воды, почвы… Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологической воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества.
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологический системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.
Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями.
Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка.
В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или явлениями: на прогулке наблюдаем за птицами и насекомыми, падающими снежинками; слушаем стихи и рассказы, смотрим кинофильмы о животном и растительном мире Земли: «Увлекательная природа», «Мир животных», «Биология» и др. В группе и на участке ухаживают за растениями. Знакомлю с явлениями и объектами ближайшего окружения, т.е. природой тех мест, где они живут: с растениями и животными, живущими в парке, лесу, дома, во дворе: с сезонными явлениями (дождь, снег, гроза); со свойствами воды, песка и т.д. О сменяемости времен года и зависимости изменений в живой природе (т.е. в жизни растений и животных) от меняющихся условий неживой природы. Читаем книги, играем, провожу простейшие опыты, беседы и т.п.). Ребенку данного возраста важно ощутить на себе непосредственное воздействие этих объектов или явлений: посмотреть, потрогать, послушать, попробовать на вкус, поэкспериментировать.
Привлекаю внимание ребенка к тем или иным средствам и способам познания окружающего мира через введение любого сказочного персонажа, например старичок-лесовичок. Вам не составить большого труда сделать его из крупной еловой шишки (туловище), грецкого ореха (головы), тонких изогнутых веточек деревьев (руки и ноги), кусочков пластилина для скрепления частей и обозначения глаз, носа, рта. Этот персонаж будет приходить к ребенку, и приглашать его на прогулку в парк или лес; приносить разнообразный природный материал (плоды, семена, камушки, ветки деревьев, ракушки, перья птиц, засушенные листья и цветы), из которого получаются чудесные поделки. Придумываем, как сделать бусы из ягод рябины, причудливых человечков из желудей и шиповника, забавных зверюшек из початков кукурузы, орехов, семян деревьев, кукол из пучков соломы.
Экологическое воспитание интегрируется со всеми видами деятельности. Изготовление поделок не только сближает малыша с природой, но и дает радость созидания, творчества. Дети рассматривают материал, ощупывают, исследуют его. Таким образом, развивается восприятие ребенка: он начинает различать форму, цвет и другие свойства предметов, например, грецкие орехи круглые, светло-коричневые, твердые, с шершавой поверхностью; кукурузный початок овальный, желтый, с блестящими зернами и т.д. Работа с природным материалом развивает внимание и мышление ребенка: он рассматривает сделанный вами образец поделки или рисунок игрушки, анализирует, из каких частей она состоит и из чего ее можно сделать, продумывает, какой дополнительный материал (пластилин, спички, нитки, проволока) потребуется.
Знакомясь с растениями парка, леса, сквера, дети учатся отличать деревья от травянистых растений, у деревьев толстые и прочные стволы, у трав – тонкие и гибкие стебли, они легко гнуться и ломаются. Обращаю внимание на разнообразную форму листьев, на окраску и запах цветов. Читаем небольшие стихотворения, загадываем простые загадки о тех деревьях и цветах, которые встретились нам на прогулке.

Одуванчик
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик;
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
Пышное, воздушное,
Ветерку послушное. (Е. Серова)

Колокольчик
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики – цветы
Очень вежливы…
А ты? (М. Авдеева)

Ромашка, ромашка,
Душистый цветок,
Желтая середка,
Белый лепесток. (С. Есенин)

Черемуха душистая, развесившись, стоит.
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Не огонь, а жжется. (крапива)
Белые горошки на зеленой ножке (ландыш).
На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках (береза).
Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. В сказках, стихах, коротких рассказах Б. Жидкова, А. Барто, С. Маршака, О. Высотской, Л. Толстого, Е. Чарушина эмоционально, живо описаны сценки из жизни знакомых детям животных (собака, кошка, воробей, рыба), а также наиболее яркие явления неживой природы (дождь, снег, гроза). В сочетании с непосредственным наблюдением природоведческая книга поможет ребенку внимательнее присмотреться к окружающей природе, научит правильно воспринимать ее.
Но нельзя ограничиваться лишь чтением и обсуждением литературы, ведь дети очень активно познают мир и сами хотят потрогать разнообразные объекты, поиграть с ними. Тогда их представления и обобщения будут иметь осознанный и устойчивый характер. Предлагаем следующую игру-занятие например: выберите из игрушек собаку, кошку, корову, курицу, обращая внимание на то, чтобы они не были стилизованы (одеты, неестественно окрашены), а походили на настоящих. Закройте их платком и предложите ребенку узнать, кто под ним спрятался, отгадывая загадки. Если ребенок справился, вынимайте из-под платка то животное, которое он отгадал.

В работе по использованию игр экологического содержания я взяла за основу игры, описанные натуралистом-исследователем Джозефом Бхаратом Корнеллом (1979).
Предоставляю экологические игры детям так, что они дают возможность оперировать заключенными в их содержании знаниями, способствуют, таким образом, уточнению, закреплению и обобщению полученных ранее знаний и расширение кругозора, помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может привлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, та и за ее пределами.
Играя, мои дети учатся устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе.
Предлагаем варианты некоторых игр экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста, которые целесообразно проводить с небольшой подгруппой.
«Угадай, какой ты зверь»
Дидактическая задача. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.
Оборудование. Картинки с изображением животных.
Игровое действие. Отгадать, какое животное изображено на картинке.
Игровое правила. Отвечать на вопросы, которые помогают реьбенку выяснить, «какой он зверь», можно только «да», «нет», «может быть».
Ход игры. Воспитатель прикрепляет на спину ребенку картину с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенностей его движения, повадок, среды обитания пытается выяснить, кто он.
Игра повторяется несколько раз с заменой картинки, изображающей животного, и заменой отгадывающего ребенка.
Игру можно варьировать, предлагая детям с картинки с изображением птиц, рыб и других представителей фауны, постепенно подводя их к выделению характерных признаков различных групп животных.
Усложняя игру, можно исключить наглядность (картинку) и предложить отгадывать «на основе представлений».
«Лисы и зайцы»
Дидактическая задача. Уточнить и закрепить представления об особенностях образа жизни и повадках животных; подвести к установлению взаимосвязей между образом жизни и внешним видом, питанием и средой обитания.
Игровое действие. Ловля «добычи».
Игровые правила. Если то, что говорить ведущий, правильно, то лисы ловят зайцев, если нет – то зайцы ловят лис. Ловить можно только по сигналу воспитателя. Ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.
Ход игры. Воспитатель делит детей на две команды и ставит их на небольшом расстоянии лицом друг к другу. На расстоянии 20-25 шагов позади каждом команды линей обозначается ее дом. Ведущий говорит: «лошадь питается травой» (лисы ловят зайцев, стараясь догнать их прежде, чем они пересекут линию дома; каждый пойманный переходит в команду соперника).
Игру можно усложнить, предлагая детям менее очевидные высказывания (например, «еж питается растительной пищей»).
Игру можно варьировать, предлагая задания сенсорного характера (на лугу много розовых цветов клевера), понятийного характера (мышь делает запасы на зиму), требующие умения наблюдать (над нами пролетела стайка птиц), идентифицировать (это дерево обгрыз лось) и др.
Можно видоизменить игру, предлагая детям высказывания об особенностях роста и развития растений, о неживой природе, о рыбах, птицах и т.д.
«Лесные жители»
Цель. Познакомить детей с дикими животными; дать представление о том, что такое млекопитающие животные, научить классифицировать по особенностям пропитания.: травоядные, грызуны, хищники, всеядные; рассказывать о лосе, рыси, белке (внешний вид, повадки, среда обитания); подвести к осознанию взаимосвязи живой и неживой природы. Активизировать словарь (млекопитающие, травоядные, грызуны, хищники, всеядные, копыто, обоняние, грациозный).
Материал. Иллюстрации, изображающие лося, рысь, белку; их следы на снегу.
«Растения, которые лечат»
Цель. Познакомить детей с лекарственными растениями (как выглядят, где растут, каковы лечебные свойства); дать понять, что разным растениям нужны неодинаковые условия (свет, влага) для роста. Активизировать словарь (луговые растения, водоем, тысячелистник, мята, ромашка, поповник).
Материал. Иллюстрации с изображениями кувшинки, мяты, тысячелистника, ромашки, поповника, подорожника, смородины, малины, земляники; засушенные растения и их части.

Экспериментирование, также как и игра, являются наиболее естественными путями познания в дошкольном возрасте.
Мы часто видим, как дети бросают в воду предметы, рвут бумагу, или разбирают игрушки. Очевидно, их задача при этом – не сломать или намусорить, а понять свойства различных материалов, дерева, воды, песка, металлов, разобраться в строении объектов, принципах их работы. Обычно такая деятельность спонтанна и возникает в том случае, если предмет привлек внимание ребенка. Тогда я стараюсь организовать экспериментирование таким образом, чтобы подтолкнуть ребенка к тем или иным логическим выводам, научить его задавать содержательные вопросы, развить познавательную активность.
Наиболее привлекательными для детей являются опыты с водой. Принесите миску (или кувшин), наполненную водой, разложите разнообразные предметы: гвоздик, палочку, деревянный брусок, монетку и т.д., предложите ребенку игру «Кто умеет плавать?». Не забывайте задавать наводящие вопросы, которые помогут малышу сделать вывод о том, что размер предмета не имеет значения для его плавучести; важно, из чего он сделан – из дерева, металла, пластмассы и т.д.
Наша задача – помочь обобщить представления, полученные опытным путем, сформулировать их.
Экспериментировать с объектами живой природы сложнее. Растения и животные хрупки и чувствительны, требуют к себе теплого и заботливого отношения. Каким же можно сделать так, чтобы малыш через свой опыт почувствовал и понял свойства и потребности живого организма?
Предлагаю понаблюдать за растениями на улице во время дождя, в комнате и на участке во время полива. Обсуждаем, что нужно цветам, деревьям, травам, куда уходит вода из земли. Возможно, ребенок догадается, что ее пьют растения - устанавливаем такие сложные причинно-следственные связи. Для того, чтобы они стали для детей очевидны, провожу простейшие опыты. Н-р: малыш регулярно поливает цветы на окне. Наверняка он забудет это делать. В течение нескольких дней листочки поникнут. Обратите внимание на это, как он думает, что же произошло. Если он не догадается, расскажите о том, что все живое пьет воду – люди, животные и растения. Предложите показать, стал цветок без воды (грустным и печальным). Ребенок может опустить руки, плечи и голову, сделать грустное лицо.
Поливаем растение вместе и наблюдаем за тем, как в течение дня оно будет распрямляться. Поиграйте в цветок, пусть малыш покажет, как он восстанавливается: потянет руки вверх, встанет на носочки, улыбается.

Провожу специаль¬ные развивающие занятия. На таких заня¬тиях упорядочиваться разрозненные представления и впечатления ребенка, он учится анализировать, выделять сущест¬венное. Постепенно, от занятия к заня-тию, осознает наибо¬лее важные закономерности природы (как мы уже говорили, это сменяемость времен года и изменение жизни растений и животных от сезона к сезону). Сопоставляют определенное время года и перемены, происходящие в связи с этим у растений и животных. Например, осенью становит¬ся холоднее, погода пасмурная, часто идут дожди, затихает активная жизнь растений, исчезают насекомые, которые могут жить только в траве или на деревьях, перелет¬ные птицы улетают из-за отсутствия корма.
Усложняется и содержание знаний, предлагаемых детям. Мы не просто знако¬мим их с теми или иными явлениями природы, а развиваем обобщенные пред¬ставления об определенной, цикличной сменяемости времен года. Ребенок пере¬ходит от непосредственного чувственного восприятия к умению видеть связи и закономерности в природе. Он способен не только наблюдать, но и вспомнить, что было раньше, сравнить произошедшие перемены, проанализировать их. Но хочется подчеркнуть, что знаком¬ство с природой лучше осуществлять в соответствии с данным временем года (зимой говорить с ребенком о зимних явлениях живой и неживой природы, весной — о весенних и т. д.).
Осень. Наступает после лета.
Погода. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Прохладно. На небе появляются серые тучи, которые мешают солнцу ярко светить. Идут длинные, холодные дожди, после них на земле остаются долго не высыхающие лужи.
Растения. Листья на деревьях желтеют и опадают (листопад). Желтеет и вянет тра¬ва. Люди собирают урожай: на огороде — овощи, в саду — фрукты. На деревьях (клен, липа, ясень) созревают семена. В лесу много грибов.
Животные. Насекомые спрятались. Перелетные птицы (грачи, скворцы, утки, журавли, ласточки) улетают на юг. Звери приобретают более теплый, пушистый мех, у зайца и белки меняется окраска шерсти, чтобы их не было видно хищникам. Белки и мыши делают запасы на зиму; некоторые животные (медведь, еж) засыпают.
Зима. Наступает после осени.
Погода. Ночи очень длинные, дни со¬всем короткие. Морозы. Небо затянуто серыми тучами, из-за которых очень редко проглядывает солнце, оно не греет. Из туч идет снег. Частые ветры, метели наметают сугробы. Вода в реках, прудах замерзает.
Растения. Лиственные деревья стоят без листьев, на хвойных — круглый год зеленые иголки.
Животные. Птицы (синицы, вороны, дятлы, снегири) слетаются к человеческому жилью, кормятся хлебными крошками, зернышками, семенами деревьев.
Весна. Наступает после зимы.
Погода. День равен ночи. Солнце начи¬нает светить ярче. Теплеет. Тает снег, бегут ручьи. Первые грозы.
Растения. На деревьях набухают почки, распускаются листья. Появляются зеленая травка и первоцветы (медуница, подснеж¬ник, мать-и-мачеха). Люди сеют рожь, пшеницу, семена овощей.
Животные. Появляются насекомые. Пробуждаются медведь и еж. Возвращают¬ся перелетные птицы, вьют гнезда. У белки, зайца — короткий, легкий мех, меняется окраска шерсти.
Лето. Наступает после весны.
Погода. День длиннее ночи. Солнце светит ярко. Жарко. Дожди редкие, теп¬лые. Грозы. Град. Радуга.
Растения. На деревьях зеленые листья. Много ягод, цветов (полевых, садовых). Люди заготавливают сено, собирают уро¬жай. В лесу много грибов (съедобных и несъедобных).
Животные. У животных появляются де¬теныши. Птенцы вырастают, учатся ле¬тать. Много насекомых.
Как же познакомить ребенка со временами года и их отличительными особенностями? Говоря о занятиях с детьми, я не имею в виду рассказы-объяснения урочного типа. Долгие рассуждения взрослого утомляют малыша, он становится невнимательным, постоянно отвлекается. Развивающее занятие – это своеобразный сплав» беседы, игры и художественно-выразительных средств. Здесь ребенок является не пассивным слушателем, а активным участником, умеющим не только слушать, но и задавать вопрос, дополнить Вас.

Природоведческие беседы развивают мышление и речь дошкольника. Наши беседы проходят успешно так как заранее готовимся к ней, продумываем вопросы к ребенку. Содержание беседы должно быть интересным и доступным малышу. Привлекаю внимание к беседе загадкой или стихотворением на соответствующую тему, введя элементы игры. Например, в гости к ребенку приходит знакомый лесовичок и приносит корзинку с дарами осени. Для того чтобы узнать, что лежит в корзинке, нужно угадать загадки.
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (морковь).
Синий мундир, желтая подкладка,
В середине очень сладко. (слива).
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (желудь).
Маленек,
Удаленек,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел. (гриб).
В процессе совместного отгадывания загадок, лесовичок достает «отгадку», подарки Осени рассматриваются: внешний вид, где растут, как используются в пищу. Достаточно, если в корзинке окажутся 3-4 вида овощей, фруктов, грибов, семян. Чтобы ребенок мог сознательно отгадывать загадки, ему необходимы предварительные знания о тех явлениях или объектах, о которых идет речь. Поэтому, прежде чем загадывать загадки про дары осени, необходимо сходить с ребенком на экскурсию (в магазин или на рынок), а так же обследовать их дома – рассмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус и т.п.
Объекты природы привлекают малышей, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием, являются источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Такое общение с окружающим, с одной стороны, обогащает чувственный опыт ребенка, с другой – будит его фантазию и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он далеко не всегда может найти самостоятельно, без помощи взрослых.
Хочу подчеркнуть, что в процессе приобщения детей к миру природы взрослому нельзя ограничиваться работой по организации познания явлений и объектов окружающего. Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт. Так, в движениях, танцах, интонациях ребенок отражает свое отношение к таким явлениям природы, как листопад, метель; имитирует повадки различных животных. Только в сочетании этих двух сфер – познание действительности и выражение отношения к нем – возможно развитие экологической культуры ребенка., т.е. умение присваивать и использовать исторически накопленные знания и практический опыт для осознанного отношения к миру живой и неживой природы.

Таким образом, знакомя ребенка с природой, мы обобщаем личный опыт, предоставляя его вниманию новые впечатления в процессе организационной предметно-чувственной и игровой деятельности.
Ребенок приобретает определенный багаж знаний о нерукотворном мире. У него развивается познавательный интерес к объектам природы, желание узнавать новое о свойствах вещей, активно действовать с ними. Он начинает задавать вопросы, интересоваться.
Комментарии: 0

Добавьте свой комментарий

avatar
uCoz